Научно-практическая конференция. Опыт пермского медиаобразования: теория и практика

Олеся Асхатова
Руководитель мультстудии

Мультипликационная педагогика: воспитательно-образовательные и творческие аспекты работы над съемками мультфильма «Общая Победа» детского коллектива мультстудии «Анимашка»

«В руках будущих просветителей мультипликация станет самым послушным и гибким инструментом образования. Достаточно будет только знать, как им пользоваться» (Уолт Дисней)

«Абрахам Маслоу говорит, что «поставив искусство в центр общего образования, можно задать иные модели и иные способы преподавания прочих школьных предметов, спасти их от полного погружения в бессмыслицу, забывшую, что важно, а что нет, беспристрастную до угрюмости, лишенную устремленности и целей». Так, может, мультипликационному движению и в правду, по силам будет со временем оживить и перестроить общее образование – не вытесняя, конечно, а поддерживая и обновляя преподавание традиционных видов искусства?» (А. А. Мелик-Пашаев)

Все мы любим и смотрим мультики, показываем мультфильмы детям. Мультики - это развлечение, детская забава, а для родителей часто и способ хоть ненадолго занять малыша, чтобы иметь возможность заняться своими делами.

В своей книге «Мультфильм руками детей» Юрий Красный пишет: «Какой невероятной сложности труд совершает ребенок в первые месяцы и годы жизни! Вот сидит что-то большое, темно-коричневое, лохматое. Мама сказала: «собака». Подвезла, вынула из коляски, наклонила, предложила погладить. Под рукой – мягкое, пушистое, теплое. А назавтра из подъезда вылетело маленькое, белое, быстрое, заливисто-звонкое, прямо к коляске подскочило, напугало. Мама сказала: «собака». И еще «собака» – на фотографии, и на картинке из книжки, и кукла тряпичная, и еще одна, совсем крошечная, пластмассовая. «Собака», «собака», «собака».

Проходят 2-3 месяца – и ребенок непостижимым образом объединяет все это множество размеров, форм, звуков, материалов в некое целое, и узнает, и произносит: «собака». Правда, получается у него просто «ка», или сдвоенное «ав-ав», - но это уже понятнее.
Чисто техническая проблема – расположить должным образом язык, сложить губы, задействовать дыхание – решается не сразу, нужны тренировки. Нам и без того понятно, что «ка» - это «собака»: и на улице, и в книжке, и в доме у друзей, и в витрине детского магазина.

Что может быть важнее этой работы первых лет, когда из форм, звуков, цветов, перемещений и касаний рождаются люди, деревья, животные, земля, вода, небо? Возникает нечто неизмеримо большее: новый, неповторимый, единственный МИР, который всю последующую жизнь ребенок будет защищать и отстаивать.

Этот мир, его богатство и сложность определяет масштаб всей нашей жизни, нашу социальную, культурную и человеческую ценность».

А теперь представим, что первоначальные сильные впечатления ребенка поступают не из окружающего мира, а с экрана телевизора или монитора. Маленький светящийся прямоугольник, где стремительно мелькают пятна и линии. Мама говорит «собака», «дерево», «волк», «девочка». Никого из них нельзя потрогать, обойти кругом, у них нет запаха, им не нужно мое участие. Я сижу неподвижно, бездействуют мои руки, не нужна моя инициатива, даже глазные яблоки не движутся, - все богатство мира свелось к этим пятнам и линиям.
У светящихся объектов есть одна общая особенность: свет свечи, луны, костра, блестящего шарика, огня в камине оказывает на нас гипнотическое действие, завораживает, ослабляет сознание и волю. Этим с давних пор пользовались гипнотизеры, шаманы и фокусники, а в наши времена – СМИ.

Первые, «базовые» впечатления ребенка должны поступать из реального мира. На основе этих впечатлений потом приживаются и прорастают элементы культуры: музыка, книги, игры, речевая и художественная деятельность.

Впоследствии к «родовым» искусствам органично приобщаются и экранные формы. Их преждевременное проникновение в мир ребенка способно обеднить, исказить и деформировать этот мир.

Все последующее «стоит» на всем предыдущем. Реальная, наполненная любовью и поступками действительность определяет прочность и надежность «фундамента» человеческой личности. Прослаивать этот фундамент экранным гипнозом – значит его ослаблять. 

Экран стал неотъемлемой частью нашей жизни. Мы сами – «интернетовские мамы и папы». Запрещать экран – значит разжигать интерес к «запретному плоду». Часто с ТВ, видео, компьютером ребенок сталкивается раньше, чем с живой природой. Поэтому перед родителями и педагогами жизнь поставила цель - превратить агрессивный экран в развивающий.
Так возникла анимационная педагогика. В чем ее суть?

Мультипликационная педагогика – это воспитание и образование детей средствами мультипликации, где ребенок не просто зритель, а творец.

Работа над мультфильмом «Общая Победа»

Готовя план занятий на предстоящий учебный год в МАДОУ «Детский сад №291», было определено, что за год мы с детьми снимем 2 мультфильма – новогоднюю историю и что-нибудь ко Дню Победы. Новогоднюю историю дети сочиняли сами, а литературной основой для второго мультфильма стало стихотворение пермской детской писательницы Евгении Трутневой (1894-1959) «Общая Победа». Работа над мультфильмом велась 5 месяцев. Его продолжительность -  3,5 минуты.

На первых занятиях дети познакомились со стихотворением и писательницей, мы определили, что в стихотворении рассказывается о действиях в тылу, конкретно на Урале, что несколько территориально «приближает» ту страшную войну, снимает с нее некую абстрактность. Детям были показаны видеосюжеты о профессиях, упоминаемых в стихотворении, и рассказаны особенности этих профессий. Было также занятие, на котором дети поиграли сами в бойцов, кузнецов, шахтеров, кузнецов и др. Больше всего дети поразились внешним видом шахтеров – «самая грязная работа на свете» сказали они.

Следующие занятия были посвящены раскадровке – главному помощнику в работе над мультфильмом. Вместе с детьми педагог составил последовательность событий, крупность кадров с объяснением почему нам сейчас важно нарисовать ту или иную картинку. Мы смогли посчитать сколько нам понадобится фонов для мультфильма, какие материалы потребуются во время съемки и т.д. Следующим этапом стала работа звукорежиссеров и звукооператоров – мы превратились в людей этих профессий, и как настоящие актеры стали разучивать текст и репетировать, передавать настроение словами. Когда эта работа была завершена мы вдруг стали художниками, да не простыми, а анимационными – нарисовали лицо главного героя – представителя народа. А чтобы показать его как представителя разных профессий, мы просто добавили ему профессиональных атрибутов – где ружье и каску, где шлем и очки, где фартук, фонарик на лбу… Затем художники сменились на аниматоров – наш герой вдруг ожил и заговорил. И так, играя, мы сняли мультфильм и многому научились, посмотрели на экран с обратной стороны. 

Итог работы над мультфильмом – мы познакомились с известным земляком, узнали, что Победа ковалась не только бойцами на фронте, мы изучили несколько профессий, расширили свой словарный запас, а для создания мультфильма стали художниками, актерами, операторами, аниматорами, поработали с разными материалами (краски, камни, ткань, бумага, конфетти, зерно и др.), мы даже успели попасть в телеэфир, поучаствовать в 18 межрегиональном фестивале военно-патриотических телевизионных и радиопередач «Щит России» и получить спецприз фестиваля – огромную крылатую статуэтку! И все это было сделано с большим удовольствием и безграничной радостью. Впоследствии мультфильм был высоко оценен и на фестивалях детского экранного творчества, где кроме дипломов дети получили игрушки.