Воспитание зрительской культуры у детей дошкольного возраста

Кораблева Анастасия Владимировна
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 321»

Духовный потенциал мультфильмов, разнообразие которых удивляет, чаще всего остается не востребованным у наших маленьких зрителей, у них другие ценностные ориентиры, поэтому проблема воспитания зрительской культуры встает остро. Наблюдая за воспитанниками нашей группы, мы пришли к выводу о необходимости проведения мероприятий направленных на решение этой проблемы.

Работа с детьми разделилась на 4 этапа:

Начально-диагностический, в процессе которого мы проанализировали интересы и предпочтения детей, через такие формы как интервью, беседа, презентация. Где мы обнаружили такую тенденцию, что большинству наших воспитанников нравятся мультфильмы, не имеющих серьезной смысловой нагрузки, мультфильмы развлекательного характера, с преобладанием агрессивного поведения персонажей. Детям было предложено презентовать своего любимого героя, нарисовав его портрет и рассказать о нем. Воспитанникам было сложно раскрыть их личностные качества, отличительные черты характера и обосновать свою симпатию к героям. Большинство детей объясняли свой выбор тем, что его любимчик либо крутой, либо смешной, либо самый симпатичный. Один ребенок из 12 выделил его качества – доброту, умение дружить. Анализ предпочтений расставил акценты в дальнейшей нашей работе.                                           
Так в рамках подготовительного этапа мы произвели подбор мультфильмов, представляющих ценность не только с нашей позиции взрослых, но и с позиции ребенка, разработали план работы, конспекты занятий, подготовили все необходимые материалы.

На этапе обучения приступили непосредственно к совместному просмотру мультфильмов, обсуждению. Отталкиваясь от содержания мультипликационного произведения мы:

-изображали героев мультфильма (используя все виды продуктивной деятельности: рисование, лепку, аппликацию) и обыгрывали их
-придумывали свой вариант продолжения сюжета
-проводили викторину «вопрос-ответ»
-фантазировали: А что было бы, если …

-герой поступил по другому
-ты попал в беду
-оказался на необитаемом острове, а с тобой тот или иной персонаж

Результатом этого этапа стал игровой тренинг «По ту сторону экрана». Где каждому ребенку предлагалось побывать в различных ситуациях с разными мультгероями, обратить их внимание не на внешние параметры персонажей, а их человеческие качества, такие черты характера как Доброта, отзывчивость, сочувствие, сострадание, умение протянуть руку помощи в трудную минуту, невольно ставя ребенка перед выбором Герой-красавчик или Герой-друг.

На заключительном этапе проведение театрализованной игры «Фестиваль Мульти-пульти», где на красную ковровую дорожку можно было выйти в образе любого героя мультфильма, показало, что предпочтения и выбор у некоторых детей изменились, в пользу положительных персонажей.

Эта небольшая, но положительная динамика еще раз подтвердила, что мультфильм – это не теленяня на час и автозамена очень занятых родителей, а способ познания мира, путь к духовным ценностям, воспитанию добрых положительных качеств, путь который необходимо пройти держась за руку взрослого.