С 22 апреля «Пермская синематека» открывает выставку графических работ Сергея Эйзенштейна в «Кристалле». Серия просветительских мероприятий о великом советском режиссере началась с лекции киноведа Натальи Рябчиковой и спецпоказа незавершенной картины мастера «Да здравствует Мексика!». Выставка «Эйзенштейн на бумаге» продолжит этот рассказ о малоизвестных работах режиссёра.
Сергей Эйзенштейн — один из первопроходцев и классиков мирового кинематографа. Выставка «Эйзенштейн на бумаге» познакомит с творчеством режиссёра с иного, менее известного ракурса. Пермяки и гости города смогут увидеть более 60 набросков Сергея Эйзенштейна. В основном он создал их во время пребывания в Мексике и путешествий по США и Европе.
Выставка «Эйзенштейн на бумаге» включает циклы рисунков: «Коррида» (1931 год), «Мексиканцы» (1931 год), «Библейские темы» (1931-1935 гг.), «Символические автопортреты» (1932 год), «Евангельские мотивы» (1931 год).
Оригиналы работ Эйзенштейна хранит Российский государственный архив литературы и искусства, но из-за хрупкости наброски очень редко извлекают на свет. В 2012 году киноисторик Наум Клейман подарил часть копий этих работ «Пермской синематеке». Репродукции демонстрировались на выставке в музее современного искусства PERMM, после чего уже больше десяти лет хранятся в архивах синематеки.
Большинство работ, представленных на экспозиции, Сергей Эйзенштейн сделал в период съемок в Мексике в 1931-1932 гг. Это не рабочий материал для съёмок, а скорее путевые впечатления, нашедшие отражения в великих образах мировой культуры. Кинорежиссёр набрасывал их на гостиничных бланках и любой бумаге, оказавшейся под рукой: карандашом, пером, реже — тушью. Среди них — зарисовки с натуры, отражение мифологических и религиозных мотивов.
Выставка пройдет на третьем этаже кинотеатра «Кристалл» с 22 апреля по 22 мая.
Время: 10:00 – 23:00.
Вход свободный.
Эйзенштейн и рисунок
Рисовать Эйзенштейн начал с самого раннего детства. Огромный архив рисунков, набросков, эскизов, раскадровок — до сих пор богатейший ресурс для исследования. Как художник он не был оценен при жизни; состоялась лишь одна небольшая выставка его рисунков в Америке. Спустя 13 лет после смерти Эйзенштейна в издательстве «Искусство» вышла первая книга с его рисунками, благодаря которой он стал известен как художник.
Эйзенштейн много писал о рисунке, особенно в последние годы. Исследовал, доказывал, выводил свои формулы и равенства, связанные с линией. Для него рисунок — это прежде всего фиксация действительности; его мысли, чувства, наблюдения, наскоро записанные линией, графическая кардиограмма. Часто он это делает как при автоматическом письме, когда происходит трансляция бессознательного. Именно это ощущение он особенно глубоко почувствует и опишет в Мексике.